Ислам и общество

0
3937

Всевышний Аллах, наделив человека высшими способностями, избрал его Своим наместником (халифой)  на земле. Суть того, что одновременно с этим  Он наделил его различными, противоположными по своей сути склонностями и страстями, имеет своей целью — как об этом говорили выше — проверки и испытания. Человек, самое почетное создание, свободу воли может использовать по-разному: может опуститься ниже черты, чем положение животных, а может подняться выше ангелов. А это достигается в результате неустанной и непрерывной борьбы между природными склонностями к низменным поступкам и тяготением к высшим истинам. По этой причине из всех Божественных создании именно человек нуждается в воспитании и постоянном контроле.

Если вдуматься, совместное проживание противоположных по образу жизни и характерам людей является тяжелым испытанием, но человечество просто обязано пройти этот экзамен. Основной целью личности является достижение милости Аллаха, для чего требуется избавление от негативных свойств характера и, благодаря развитию прекрасных, личностных черт, восхождение  к высоким целям и идеалам. Можно выразиться по-другому: жить так, как это свойственно обыкновенным, нормальным людям.

Разумеется, не так-то и просто стать достойным милости Творца. Для этого нужна постоянная и неустанная работа над собой, над избавлением от негативных сторон характера и от вредных привычек. Человек, как существо коллективное, никак не может жить вдали от общества себе подобных. Он не может жить в отрыве от народа. Социологи утверждают, что каждый человек испытывает потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное окружающих, быть объектом их уважения и любви. Человеку исходно необходимы связи с обществом себе подобных, права и обязанности по отношению друг другу.

Человек рожден для того, чтобы жить в обществе людей и при этом уживаться со всеми окружающими его людей. Но для этого необходимо обладание прекрасным характером, ибо это является самым большим благом. Недаром Мухаммад  (с.а.в.) говорил: «Настоящий мусульманин — этот человек, от  языка, руки деяний которого другие люди находятся в безопасности».  То есть, настоящий мусульманин никогда не причинит другим никакого вреда.

Человек создан из праха и, в конце концов, вновь превратится в прах. Как видим, в этом отношении человек ничем не отличается от других созданий. Но в  этой жизни индивид обязан очистить свои помыслы и душу, постоянно держать свои желания и стремления под контролем. В противном случае, он не застрахован от происков дьявола и влияния низменных побуждений, затаившихся внутри него. Ведь никто не застрахован от падений и ошибок, от непредвиденных событий и нелицеприятных поступков. В любой момент человек может потерять контроль над собой, ибо человеческая натура желает непрерывно испытывать наслаждение, и попасть под влияние низменных страстей. Но следует учесть, что желания и некоторые склонности заложены в природе человека. Касательно этого Всевышний Аллах сообщил следующее: Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушия влияния порочность и богобоязненность!»

Но вместе с тем человека можно воспитать, изменить его к лучшему, помочь  избавиться от всего низменного и порочного. Религиозные предписания, законы  имеют цель исправление человека и создание необходимых условий для этого.

Но самое горькое — это то, что порой некоторые люди внешне выглядят благочестивыми, набожными. Выполняют все религиозные предписания, но при этом продолжают грешить, нарушать как общественно-социальные, так и нравственные правила. Видим, как человек, выполнив намаз, затем горделиво, с важным видом проходит мимо людей, посматривая на них свысока. Порой видим как старикам  и пожилым людям не уступают дорогу, место в общественном транспорте, хотя уважение к старшим по возрасту является основой религий. Часто случается, что правоверные не выполняют свои обещания, могут спокойно солгать и считать ложь вполне нормальным явлением. Но ведь ложь является одним из смертных грехов. Целая группа верующих может часами перебирать косточки другим, хотя злословие запрещено повелением Аллаха.

Молодые люди, получив начальное религиозное образование, начинают превозноситься, считая себя большими учеными, и порой выносят решения по религиозно-правовым вопросам, которые иногда не по силам известным религиозным авторитетам.

Почему? Что случилось? Неужели религиозные системы столь несовершенны, что не исправляют низменные стороны человеческого характера, не меняют его нравов и привычек? Неужели намаз, целью которого является поминание Аллаха и «предохранение от скверны и зла»,  исправление нравов, не оказывает никакого воздействия?

Нет, конечно, нет! Причиной всех этих недостатков является сам человек. Разве может принести пользу молитва, совершаемая машинально? Конечно, нет! Намаз, который выполнен только ради выполнения религиозного долга, никак не может оказать чудодейственного воздействия на человека. Вследствие поста, во время соблюдения которого запрещается употребление пищи и воды, у многих людей наблюдаются удивительные изменения: Они становятся более сердобольными, более милосердными. Но, к сожалению часто можно увидеть жалкую картину, когда человек, целый месяц соблюдая пост, сразу же по окончанию бежит в гастроном за спиртными напитками. Некоторые продолжают брать взятки и обманывать людей. Значит, этот не человек совершенно не понял суть поста, он не понял значения намазов и предписаний раздачи милостынь. Таким же образом дело обстоит и при других видах религиозных предписаний. Значит, перед каждым человеком стоит важная задача: пройти через духовное питание, чтобы таким путем избавиться от нравственных недостатков и стать настоящим мусульманином.

Позвольте напомнить повеление Аллаха: «Арабы говорят: мы уверовали. Скажи им: нет, вы не уверовали; скажите: мы приняли ислам, потому что вера еще не проникла в сердца ваши».

Как видим, недостаточно принять Ислам, нужно еще уверовать всем сердцем, все душой, а затем беспрекословно выполнять религиозные необходимо предписания. И именно такая вера имеет облагораживающую силу, полностью меняющая человека, делающая его моделью совершенной личности.

Для этого необходимо пробудить спящие духовные качества, для чего строить свою жизнь в полном соответствии с религиозными предписаниями.

Некоторые ученые заблуждались, принимая часть как целое и т.п. оставляя множество пробелов, которые они пытались заполнить с помощью воображения и, используя факты, истинность которых вызывает сомнение. Привнося, таким образом, в свои системы большую долю нереального, они искажали целостную картину и нарушали ее пропорции. Ислам же представляет истину в ее завершенном виде, а вместе с ней и все составляющие ее истины, которые в отдельности друг от друга несовершенны. Когда же они ассимилированы и синтезированы в совершенную единую систему, не остается ничего  поверхностного, ничего недостающего. Учение Ислама охватывает все стороны человеческой жизни, включая в себя аспекты не только экономико-политического характера, но и социальные стороны человеческого общежития.

Понятие счастья обрело свое место в Исламе, но это счастье, как физическое, так и умственное, как материальное, так и духовное, его можно отнести как к отдельному человеку, так и к группе людей, к нации, и, разумеется, к человечеству в целом. Все эти различные категории счастья не рассматриваются Исламом как антагонистические, но как взаимосвязанные и гармоничные. Даже взаимоотношения полов, которые, например, в христианстве считались постыдными и даже греховными, в Исламе обсуждались открыто. В последнее время в продаже появилось много книг, в которых данная тема нашла широкое отражение.

Ребенок с первых минут жизни всегда имеет перед собой какой-либо пример для подражания, так как все: язык, вера, нравственные принципы, привычки, убеждения и взгляды, т.е. все, что формирует мировоззрение и побуждает к определенным действиям, возникает непосредственно под влиянием наглядных примеров тех лиц, которые постоянно окружают ребенка. Например, ребенок научается только тому языку, на котором все время разговаривают его родители. Впоследствии, подражая соседям или знакомым, изучает второй, третий и др. языки. Как видим, обучение и воспитание ребенка, наряду с множеством объектов влияния, зиждется на типиЧном подражании или положительным, или негативным примерам. В результате положительного или отрицательного влияния родителей, семейного круга, в зависимости от образа жизни и привычек того сферы, в котором вырастает и пребывает индивид, в конце концов, перед обществом предстает человек, склонный или к стремленио высоким идеалам, или же к удовлетворению низких потребностей.

Однако здесь существует одна немаловажная деталь: тогда как изучение языка и др. особенностей семейного круга и общества не вызывает особ трудностей, то при изучении и совершенствовании религиозных убеждений морально-нравственных принципов, при формировании духовного мира возникают значительные трудности, так как страсти и уловки дьявола, данные человеку, согласно воле Всевышнего Аллаха для испытаний, все время толкают человека на совершение таких поступков, которые противоречат здравому смыслу и нормам человеческого общежития. Чаще всего главной причиной нравственного паданИя человека являются низменные инстинкты и тяготение к свободному образу жизни, при котором индивида не связывают какие-либо правила или нормы.

С другой стороны, пока человечество не пройдет соответствующего воспитания под контролем людей, которые достигли высоких степеней духовного развития и очистились от влияния низменных страстей, т.е. пророков и святых, оно обречено находиться в темноте невежества, неведения и язычества, которые, в свою очередь, толкают индивида к непокорности Божественной воле и приведут его к огорчениям и вечным мучениям в адском пламени.

Человек все время нуждается в искреннем и честном руководителе, который обладает чистой душой и нежным сердцем. Именной по этой причине люди всегда ищут для себя модели для подражания и стараются- пусть это будет положительная или отрицательная личность —во всем следовать и подражать ему. Некоторые люди стараются выбрать в качестве образца для подражания какую-либо известную личность.

К большому сожалению, множество людей избрали для себя моделью для подражания некоторых людей, не отличающихся высокой нравственностью. И для достижения полной идентификации со своим любимым образом, обычно люди отбрасывают в сторону здравый смысл и погружаются в пучину греховных наслаждении, тем самым лишая себя шансов обречь «вечного счастья». Это ужасающее положение дел объясняется неправильным выбором объекта для подражания, пустотой души, потерей социальной ориентации и нравственных ценностей. Здесь имеются в виду те ценности, которые считаются вечными в любом обществе, которые взращены на бессмертных классических образах и выбравшим себе кумирами тех героев, для которых благородство и честь не были пустым отзвуком слов. В недалеком прошлом, в царской России, понятие чести было настолько развито, что в случае нанесения обиды, когда задевались честь и достоинство, люди вызывали обидчиков на дузЛь, где зачастую молодые люди теряли свои жизни. Слово офицера или дворянина ценилось столь высоко, что для заключения какой-либо сделки абсолютно не требовались никакие договора или заключения, подтвержденные и подкрепленные печатью нотариальной конторы.

Твoрец послал Мухаммада (с.а.в.) именно в тот период, когда человечество лыхалось во мраке невежества и мракобесия. Кругом царила безысходность и тоска. Люди потеряли все морально-нравственные ориентиры и погрязли в черноте пороков. Каждое племя, каждая народность имели своих божков, своих идолов. Как упоминают историки, внутри Каабы было выставлено более 360 идолов, поклоняться которым приезжали со всего обширного Аравийского полуострова. Убийство и грабеж людей было знаком доблести и этим бахвалились среди друзей и родственников. Каждый путник мог в любой момент быть ограбленным или убитым. Ни один человек не мог чувствовать себя в полной безопасности и когда кто-либо выходил из дома по делам, не было полной уверенности в том, что он вернется домой. Женщины не имели никаких прав. Их могли продать или обменять, как какую-то вещь. Деяния людей были тщетны, как описывается в Коране:

«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете»

Ежедневно арабы выходили из дома и обращали свои взоры в небеса, в надежде, что может быть, наконец, явится посланник небес и, взяв их за руки, выведет и х из тьмы невежества. И именно в это время, когда вся планета изнывала от томительного ожидания, будущий спаситель человечества и поводырь в мир вечного счастья, удалился от людей и укрылся в пещере Хира. Конечно, все это происходило согласно Божественное воле, ибо Мухаммад (с.а.в.) с самого рождения находился под покровительством Самого Господа. Именно Творец воспитывал его, и именно Он обучал его.

Понятие совершенства также нашло отражение в Исламе. Суть данного понятия заключается в успешном преодолении испытания, предписанного Аллахом на жизненном пути каждого человека, его может достичь отдельный человек, нация и, разумеется, все человечество. Следовательно, кодекс морального поведения человека заключается в движении к совершенству и в оказании в этом деле помощи другим.

Концепция долга, разработанная Кантом, заняла в Исламе свое почетное место и, обретя в данном случае ту опору, которой она лишена в его собственной философской системе.

«Категорический  императив», о котором писал Кант, но который он так и не мог объяснить, в действительности представляет собой закон Божий. Бог придал ему форму закона и ему следует подчиниться – уже только потому, что это Его закон. Нравственная добродетель – ничто иное, как абсолютное и добровольное подчинение Божьему Закону.

Как мы говорили выше, существует одна  непреложная истина – каждое существо приведено в этот мир для выполнения определенной задачи и цели. Однако самое трудное – это найти свой путь, свою стезю. Да, это самая сложная и трудная задача. Для решения этой задачи нужно  уметь прислушиваться к голосу сердца, ибо оно представляет мощнейший  своеобразный  барометр, индикатор, который получает тонкие импульсы с центра Вселенной. Что касается тех, кто, обманувшись земными преходящими прелестями , не осознали сути своего прихода в этот мир, то они своим поведением и образом  жизни никак не соответствуют  гармонии космоса, который являет собой верх Божественного искусства, представляя собой лишний «отросток». К большому сожалению, подобные люди всю  свою жизнь проводят в беспечности, так  и не осознав своей благородной миссии. Это можно объяснить тем, что множество людей просто не желают задуматься над смыслом жизни, над своей жизненной целью. Душа и  сердце, заполненные жаждой наживы и безграничного удовлетворения природных  потребностей, никак не смогут понять и осознать это. Ведь для того , чтоб ы воздвигнуть здание, необходимо сначала снести старые постройки или же очистить участок. Так и для понимания высших ценностей нужно избавиться от лишних мыслей и постараться следовать законом общества.

Ергазиев Кайрат
Наиб имам мечети «Тура жол»