Представитель ОФ «AQNIET» рассказал осужденным верующим об истории распространения псевдосалафизма

0
193

В рамках проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах разъяснительной и реабилитационной работы с приверженцами деструктивной и радикальной религиозной идеологии» руководитель представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «AQNIET» в Атырауской области Боханов Наркес Бақытжанұлы выступил с лекцией «История распространения радикального псевдосалафизма» для осужденных верующих в РГУ «Учреждение № 79» Атырауской области.Начало ХХI века охарактеризовалось возрождением религии, усилением влияния исламского фактора на международной арене. Инициированная западными странами глобализация, проводимая вместе с ней экономическая и культурная экспансия вызвали ответную реакцию в странах мусульманского мира. При этом осуществляемые под предлогом распространения демократии и защиты прав человека действия Запада, стали расцениваться как политика продвижения своих интересов и укрепления стратегических позиций в важных регионах.Сложившиеся обстоятельства стали благоприятной почвой для зарождения и развития религиозно-мотивированного экстремизма в мусульманских странах. Возникший религиозный экстремизм и его более опасное явление — терроризм стали острыми дестабилизирующими факторами мировой экономики и политики, в целом международного сообщества.По своей сути религиозный экстремизм, вырастающий на чувстве несправедливости существующего миропорядка, стал инструментом в руках определенных политических сил. Прикрываясь религиозными догмами и используя радикальную риторику, эти силы разжигают религиозную ненависть и вражду, призывают к насильственному изменению существующего конституционного строя и политической системы той или иной страны для установления теократического государства. Религиозно-политический экстремизм отвергает любые компромиссы и возможность мирного разрешения противоречий, а его последователи отличаются крайней нетерпимостью по отношению к тем, кто не разделяет их взгляды, в том числе своим единоверцам.Для Казахстана, как и для остальных центрально азиатских республик, наибольшую актуальность представляют вопросы, связанные с распространением в регионе идеологии и практики религиозного экстремизма под влиянием внешних сил. Исходя из своих геополитических интересов, некоторые международные игроки намеренно дестабилизируют социально-экономическую и политическую ситуацию в центрально-азиатском регионе. Обострение ситуации в Центральной Азии происходит посредством распространения радикальной идеологии, манипулирования национальными и религиозными чувствами местного населения.В некотором отношении радикализм обозначает лишь резкое и бескомпромиссное противопоставление собственных взглядов по отношению к другим. В этом смысле возможен как радикальный социализм, так и радикальный консерватизм. Это дает нам понять, что указанный термин может описывать явление не только отрицательное, но и положительное.В разные времена радикалами называли общественных деятелей, резко выражавших свои жесткие взгляды и защищавших интересы определенных слоев общества. Таким образом, в своем первоначальном значении, термин определял лишь неприемлемость компромиссов и необязательно предполагал насильственную составляющую, направленную только на разрушение. Многие авторы рассматривали радикализм в качестве катализатора не только для деструктивных, но и для положительных явлений, ускоряющих прогресс.Однако в некоторых работах, посвященных проблемам радикализма, имеются и другие подходы к определению и содержательной стороне этого термина. Называя неотъемлемыми элементами радикализма агрессивность и разрушительность, они считали, что из разряда идеи он переходит в разряд радикальной, нередко противоправной деятельности.Так, по мнению российского ученого С.Самойлова радикализм является не идеей, а моделью поведения. При этом, он выделяет основные характеризующие радикализм черты: фундаментальное следование требованиям определенной доктрины; наличие утопических представлений; революционность, провозглашающую неизбежность насильственных действий.Дагестанский ученый Я. Яхъяев делит радикализм на конструктивный и деструктивный, где первый предполагает прогрессивное революционное развитие, а второй разрушительный консерватизм, но при этом оба подразумевают разрушение существующей системы власти и устоев общества. По мнению этого автора, радикализм предполагается в виде социальнополитической деятельности, основанной на крайней агрессивной идеологии и чрезвычайных разрушительных действиях, направленных на изменение всей социально-политической системы.Радикализм, как тип деятельности социального и политического характера, который основывается на крайней, в максимальной степени, агрессивной идеологии и сопровождается активными действиями, направленными на резкое изменение существующей социально-политической системы, справедливо может именоваться экстремизмом.Не менее значимой является интерпретация этого явления в качестве реакции конкретных субъектов на негативные или даже экстремальные социальные условия, в которых они оказались при существующем политическом строе государства и его социально-экономическом развитии. Такое восприятие дает основание для зарождения и развития двух взаимосвязанных сторон радикализма — радикальной идеологии и радикальной деятельности.Радикализм предполагает крайность взглядов в зависимости от уровня развития его носителя и социальных условий, в которых он находится. В период острых социальных кризисов радикальное мировоззрение обладает предельно максимальным потенциалом деструкции, способным спровоцировать его носителя на активные действия по разрушению сложившейся модели общественной жизни. В этом отношении приверженцы радикальных взглядов становятся идеальным инструментом для достижения силами, претендующими на власть в стране, своих политических целей.В таких случаях религиозному радикализму придается политическое содержание, которое потом используется в качестве борьбы за власть. По своей сути радикализм еще не становится действием, выходящим за рамки правового поля, но как социальное явление характеризуется крайней формой выражения взглядов, идей и концепций.В отличие от экстремизма, радикализм не имеет в виду применение неправомерных действий и не причиняет вред общественным или политическим институтам. Носитель радикальных взглядов не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за изложение своих радикальных взглядов, если только они не способны стать причиной правонарушений или могут оказать негативное влияние на общественные процессы.Под экстремизмом можно понимать деятельность, связанную с насильственными или иными противоправными действиями, основанными на приверженности к крайним взглядам и направленными на разрушение, деструктивное воздействие или подрыв установленных норм и принципов. Экстремизм, как и любое явление, может иметь различные причины и корни, связанные с историческими, политическими, социальными, социально-экономическими и другими особенностями.С учетом этих особенностей для различных стран и регионов сочетание таких причин может быть разным. При этом, в подавляющем большинстве имеет место переплетение как религиозного, так и националистического экстремизма, в которые легко вовлечь широкие массы.Наиболее крайней формой экстремизма является терроризм, являющийся самым жестоким силовым методом достижения целей. При помощи террористических актов экстремистские организации пытаются достичь и иногда небезуспешно намеченных целей.Религиозные экстремисты часто идентифицируются по их принадлежности к определенным религиозным организациям или сектам. Однако существует большое количество неконтролируемых проявлений экстремизма в традиционных религиозных течениях.С другой стороны, какие бы определения не брались за основу религиозного экстремизма, всегда имеется определенное количество не подпадающих под него сект и культов. Таким образом религиозный экстремизм может существовать в разных типах религиозных организаций.Считаем, что субъектами религиозного экстремизма могут быть также отдельные фанатично верующие индивиды. Такие лица, как правило, не входят в никакие религиозные сообщества, и их радикальная, экстремистская направленность обусловлена широким распространением иных, находящихся вне традиционных вероучений, форм религиозности.Несколько реже встречаются религиозные экстремисты-одиночки. Однако общей характерной чертой для таких явлений остается наличие какого-либо заимствованного или разработанного самостоятельно учения религиозного толка и стремление любыми средствами подчинить этому учению окружающих.В большинстве случаев таким лицам не хватает сил, средств и способностей для претворения в жизнь своих сомнительных теорий. Следует отметить, что для Казахстана, также, как и для остальных центральноазиатских республик бывшего СССР, наибольшую актуальность представляют вопросы влияния внешних сил на процессы распространения религиозного радикализма и экстремизма в регионе.Переплетение геополитических интересов некоторых стран в Центральной Азии привело к тому, что деятельность радикальных религиозных течений постоянно подогревается и периодически выражается локальными проявлениями в виде игры на национальных и религиозных чувствах. В настоящее время Казахстан является наиболее стабильным государством в регионе и реализует многовекторную политику, направленную на сохранение и дальнейшее укрепление стабильности, а также эффективное решение внешнеполитических и внутриполитических проблем в Центральной Азии.Вместе с тем, географическое положение Центральной Азии предполагает влияние исламской культуры и этот фактор является особенно важным в свете распространения исламского радикализма. Само понятие «исламский радикализм» очень сложное и неоднозначное.Прилагательное «исламский», обозначающее принадлежность к конфессии, в принципе несопоставимо с понятиями из категорий «радикализм», «терроризм» и другими их производными, поскольку ислам, как и другие религиозные учения, основывается на принципе талиона — золотого правила морали, добродетели и богобоязненности. Эта позиция подтверждается результатами анализа существующих исламских концептов: модернизма, фундаментализма и традиционализма.Исламский радикализм зачастую представляется в качестве идеологии, и базирующаяся на ней политическая деятельность характеризуется распространением так называемого «чистого» ислама по отношению к «неистинной вере в мире неверных». Однако такая форма исламского радикализма представляет собой не реальный ислам, а его искаженную форму. Именно поэтому неприемлемо ставить знак равенства между исламом как мировой религией и исламским радикализмом, использующим веру в качестве инструмента, воздействуя, в основном, на малограмотное население мусульманских государств.Тем не менее, в исламоведческой литературе и обыденном сознании, сопрягаемый с исламом радикализм представляется в качестве реального фактора, формирующего социальную и политическую картину мира. Радикальные мусульмане представляют активную социальную силу, которая полагает допустимым использование насилия, как эффективного средства достижения поставленных политических целей.Она же нацелена на распространение крайних идеологических догматов и постоянно наращивает практику политического насилия. Разрушительный потенциал радикальных исламских течений направлен на упразднение обществ западного типа.Такие течения презирают и игнорируют принципы международного права, и не склонны к признанию таких его норм, как территориальная целостность, государственный суверенитет, права и свободы человека, запрет на применение силы, для осуществления своих политических целей. Вместе с тем, следует обратить внимание на двойственность восприятия ислама как религии, которая сама по себе является обычной монотеистической религией, подобно христианству, но в то же время, будучи самой молодой, склоняющейся к излишней пассионарности, и как следствие возможности формирования радикализма. Представители радикальных исламистских течений не затрудняют себя щепетильностью в выборе способов достижения своих целей.В большинстве случаев исламский радикализм определяется как политический ислам, а лиц, использующих искаженные исламские понятия для достижения политических целей, называют исламистами. Исламский радикализм официально ставит своей целью создание политических условий для внедрения норм шариата в общественной жизни. При этом реализация таких целей предполагает социальную трансформацию всего мирового сообщества. Поэтому исламский радикализм представляется в форме не просто религиозного, но и мировоззренческого отношения к существующему мировому устройству.Специфика исламского радикализма также связывается с формами социальной мобилизации, при которой любой мусульманин должен быть в состоянии готовности к выполнению любых предписаний, в том числе в форме антагонистического противостояния миру «неверных». Такого рода радикализм неминуемо приобретает формы экстремизма и терроризма, а в качестве идеологического мировоззрения фатализма и фанатизма.Таким образом, мы видим, что в наши дни из всех религий именно ислам проявляет наибольшую политическую и идеологическую активность. При этом излишне говорить о том, что традиционный и модернистский ислам не представляются как источники экстремизма или терроризма. Проведенный анализ показывает, что единого определения понятий религиозного радикализма и религиозного экстремизма нет, что заставляет экспертов, занимающихся изучением этих проблем разрабатывать собственные рабочие формулировки, которые отвечают их взглядам и убеждениям.Ислам в свое время также воспринял и воплотил такой подход в системе своих представлений, проистекающих из его видения Вселенной, а иногда и выходящих за рамки своих изначальных постулатов. Так, средневековые мыслители — салафитский ученый Ибн Таймия предложили концепцию деления мира на «дар аль-ислам» (мир ислама), а также «дар аль-куфр» (территория неверия) и «дар аль-харб» (территория войны), которой не было в Коране. Такая концепция резко противопоставляла мир ислама не только войне, но также территории безбожия в понимании мусульманских идеологов. В итоге эти мотивы приобрели экстремальный характер в логике доводимого до крайности религиозного радикализма, с ориентацией на крушение традиционной международной системы. По представлению радикальных религиозных идеологов разрушение такой системы должно произойти в силу обреченности «общества неверных». Экстремисты заявляют, что ислам должен стать религией мира и в победившем «мире ислама» или «мире веры», не будет границ между государствами и исчезнут культурные противоречия. Залогом такого мироустройства станет идеология шариата, как правовая система и поведенческий императив.Такие взгляды, к примеру, имеют разительное сходство с представлениями большевиков о грядущей победе мировой революции. Однако история показала, что такая идеология в итоге ведет к распаду и возникает вопрос о ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе.Как представляется автору, сильная авторитарная власть, обусловленная географическим положением, детерминирует определенный тип политической и религиозной культуры. Нормы культуры формировались исторически на протяжении многих поколений и стали составной частью менталитета. Нация, воспитанная в режиме покорности, в целом положительно воспринимает клерикальный авторитаризм, примером чему является режим власти в Иране или Саудовской Аравии. Авторитарный тип культуры в этих регионах не позволил сформировать устойчивые демократические принципы. Таким образом, можно говорить о кардинальном различии западной и восточной культур, при котором чрезмерное экономическое и политическое воздействие запада на мусульманский мир вызвало противодействие, а рост радикализма и экстремизма стал детерминантом в ответ на эту экспансию. В идейно-психологическом и политическом аспектах современного мира, равно как и во всей его предшествующей истории, радикализму принадлежит одно из наиболее заметных мест. Социально-политический феномен этого явления одновременно характеризуется, как древностью, так и современностью, также как те или иные нормы консерватизма. Сам термин, как полагают некоторые исследователи, стал часто употребляемым в конце XVIII века.ХХ и ХХI века характерны не меньшим, а скорее большим проявлением радикализма. Этому способствовали большое количество революций, установление двух полярного, а затем и однополярного мира, увеличившееся стремление государств и народов к суверенитету, а элементы разложения западной цивилизации и религиозно-политическая активизация мусульманского мира еще больше усилили развитие радикализма и экстремизма. При этом, наибольшие радикальные преобразования совершались посредством жестокого насилия. ХХ век был буквально нашпигован радикализмом, следствием которого стали две мировые войны, большое количество революций и развитие диктатуры в ряде государств. В современной истории помимо националистических, фашистских режимов в Германии и Италии можно выделить также франкистский режим в Испании, салазаровский в Португалии, пиночетовский в Чили и т.д. Равным образом под рассматриваемое определение можно подвести Итальянское социальное движение, Республиканскую и Национальнодемократическую партии в ФРГ, Национальный фронт в Англии, Ку-КлуксКлан и нацистскую партию в США, «Новых правых» в странах Европы, а также уверенно набирающий в последнее десятилетие популярность и политическое влияние Национальный фронт Франции. После распада СССР на Кавказе и в Центральной Азии стали распространять свое влияние такие радикальные религиозные организации как: «Партия Исламского освобождения», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги Джамаат» и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что радикализм и его крайние проявления — экстремизм и терроризм, отчасти являются имманентным компонентом развития общества. В середине ХХ века в силу биполярного устройства мира радикализм стал рассматриваться как одна из особенностей стран «третьего мира» и способ действия определенных маргинальных сообществ. В XXI веке его роль стала неуклонно возрастать, и в последнее время это явление стало определяющим фактором эпохи. В общественном сознании радикализм нередко тесно связывается с религиозным фактором, в частности, исламским фундаментализмом, исповедующим непримиримость к неисламскому миру и радикальной реакцией на кризис как мусульманского, так и остального мира.Однако истоки радикализма первоначально следуют не только из бинарного и религиозного восприятия мира, но также в силу национального обособления. Такая форма радикализма характерна стремлением к суверенитету и потому известна с древнейших времен, определяясь этническими контактами сосуществования, ассимиляции и слияния. При системе сосуществования этносы между собой не смешиваются, а лишь в той или иной степени подражают друг другу, заимствуя преимущественно технические нововведения. При этом психологически всегда существует деление на «своих и чужих». Ассимиляция представляет собой поглощение одним этносом другого с полным забвением былых традиций и образа жизни. В этом контексте может представлять интерес положение малых этносов в России, некоторые из которых уже считают себя русскими. Рост радикализма объяснялся крахом советской модели управления, приведшей к вакууму законной власти. Парад суверенитетов оборвал как политические, так и экономические связи, разрушил хозяйственную взаимозависимость и взаимодополняемость регионов, республик, что привело к массовым социальным волнениям.Во многих республиках произошла архаизация общества, стимулируемая изгнанием религиозных и этнических меньшинств. В России активно действовало Русское православное национал-социалистическое движение (РПНСД), являвшееся типичным представителем одного из видов правого радикализма, а именно религиозного ультранационализма. РПНСД стремилось принимать участие в политической деятельности, представляя собой как религиозную, так и политическую структуру. Религиозный радикализм нагнетал негативную обстановку на Кавказе, в центрально азиатском регионе и практически во всех республиках бывшего СССР. Помимо экстремистских движений следует отметить также образованные с благословения православной церкви организации, подверженные идеям радикализма. К таким организациям можно отнести «Православных хоругвеносцев», созданную в 1992 году. Несмотря на то, что биполярность является явлением свойственным прошлым векам, в настоящее время продолжается максималистское противопоставление одних стран, сообществ, конфессий другим.Поводы в современную эпоху, в целом, не отличаются особым разнообразием. Основным является дихотомия между богатством и бедностью, являющейся в настоящее время не внутренней проблемой того или иного государства, а глобальной международной проблемой. При этом в концептуальных идеологических построениях всегда в той или иной степени имеет место религиозная составляющая, к которой сохраняется повышенный интерес.Кроме того, сегодня также происходит столкновение противоположных тенденций, с одной стороны роста религиозности, с другой, атеизма. Разделение мирового сообщества на две части по религиозному признаку является условным, поскольку не учитывается существование многих промежуточных ситуаций. Таким образом, росту радикализма и экстремизма, в том числе религиозного способствуют переломные моменты в истории стран и народов. Центром зарождения ислама является территория современной Саудовской Аравии, где были заложены политические и экономические основы для формирования самостоятельной исламской цивилизации.В дальнейшем ислам стал распространяться в районы Северной Африки, Испанию, а также на территорию современного Ирана и районы Центральной Азии. На этих территориях соответственно сложились свои уникальные образцы мусульманской государственности и получил распространение арабский язык, как язык межрегионального общения.В 1928 году в Египте была создана организация «Братьев-мусульман», в идеологии которой была заложена концепция джихада. Эта организация располагала силами для подготовки боевиков и имела широкую сферу деятельности, сохранившись и в современную эпоху. Постепенно радикальные исламские течения распространились на весь мир, и стали источником практически всех угроз терроризма. Для мусульман слово «религия» образует совершенно иной смысл, и представляет собой не просто веру, а предполагает образ жизни.Нормы ислама образуют единое целое мусульманского общества и его правовой системы. Следует заметить, что мусульманский мир исторически не отличался единством и устойчивостью. На него оказывали постоянное воздействие внутренние и внешние противоречия, что в большей степени способствовало развитию радикального менталитета и идеологий, что в итоге перешло в идеологию экстремизма. Так, к внутренним противоречиям можно отнести множество направлений, различающихся по своим взглядам на религиозные положения относительно священных текстов в вопросах веры, истории, роли мусульманского общества.Различия во взглядах раскалывали целостность конфессии, порождая значительные, порой драматические проблемы. В VII-VIII вв. образовались разногласия по вопросам веры в отношении лиц, совершивших тяжкий грех, при котором стороны стали занимать антагонистические позиции, образовав три течения – хариджиты, мурджииты и мутазилиты».Таким образом, разногласия и противоречия в истории ислама исходят из глубины веков и при этом экстремистские идеи сопровождали исламскую религию всегда. Различие заключалось в зависимости от исторических периодов, при которых менялись и цели. В итоге радикальные течения распространили свою деятельность на все мусульманские государства и государства всего мира, и в итоге объектом их экстремистских действий стали также правоверные мусульмане, чем подчеркивается, что мусульманский мир никогда не характеризовался единством. Так, хариджиты, мурджииты и мутазилиты имели следующие разногласия.Первые придерживались радикальной позиции, согласно которой совершивший тяжкий грех мусульманин перестает быть таковым, переходя в статус неверующего (кяфира). Мурджииты не склонялись к таким крайностям, считая, что мусульманину достаточно сохранять в душе верность и преданность своей вере, несмотря на то, что совершил грех. Мутазилиты находились на промежуточной позиции, разработав доктрину о некоем среднем состоянии между двумя указанными категориями, определяя таким образом в оценочном порядке мусульманина, совершившего тяжкий грех. Поскольку при Пророке Мухаммаде (ﷺ) власть была теократической, то она считается образцом управления в мусульманских государствах, так как Пророк проповедовал неразделимость духовной и светской власти. Однако после его смерти, эта проблема стала поводом для раскола со стороны всего мусульманского сообщества на группировки, каждая из которых имела свое мнение о вопросе власти. Антагонизмы в мусульманском мире также связывались с другими вопросами идеологического и политического характера, что породило неопределенность путей развития исламского мира и способствовало созданию явления исламского экстремизма. Эта борьба продолжается и в настоящее время, иногда проявляясь в открытых столкновениях между различными течениями. Кроме того, приведенные внутренние противоречия столкнулись с внешними в виде влияния западного мира, а арабо-израильские войны усугубили ненависть к израильтянам и их западным покровителям. Тем самым исламский радикализм стал искать идеологическую опору в Священных текстах, переиначивая и выделяя их противоречивые положения со своей интерпретацией. Наличие значительных расхождений и противоречий в толковании мусульманского вероучения позволяет использовать его положения для обоснования современного состояния исламского экстремизма. В ситуации глобализации традиционный ислам может быть идеей, которая могла бы консолидировать всех мусульман в единую основу на базе реальных исторических традиций, закрепленных в Священных текстах, что позволит использовать таковые для противодействия исламскому экстремизму и терроризму. Таким образом, проблема власти привела к расколу мусульманского духовенства на различные группировки, каждая из которых проповедовала свою жесткую позицию по поводу вопроса власти. Так, «хариджиты» считали, что власть должна иметь общинный характер с выборностью глав общин; шииты определяли божественный характер власти; сунниты занимали промежуточную позицию. После поражений в арабо-израильских конфликтах со стороны мусульман сформировался комплекс ненависти и желание реванша.Однако исторические предпосылки исламского экстремизма в современном виде были порождены еще в конце XIX века, а в конце ХХ века, в 40 силу указанного воздействия со стороны западных стран, были резко активизированы, посредством призывов создания исламских государств Ближнего и Среднего Востока, а также Кавказа. К основным свойствам исламского экстремизма относят, помимо возврата к базовым принципам ислама, объединение всех мусульманских сообществ по нормам шариата, восстановления верховной власти Аллаха с направленностью на нанесение максимального вреда «неверным», независимо от характера последствий такого вреда. Радикальные, экстремистские исламские течения руководствуются идеологией тоталитарного типа, которая не приемлет светских принципов, не признает другие религии и нередко прибегает к силовым методам для достижения своих целей. Радикальными исламистами отрицается всеобщая грамотность, равенство по половому признаку и свобода совести. Все это провозглашается «истинным» традиционным исламом, что позволяет вовлекать в борьбу с «неверными» множество этнических мусульман, живущих как в западных, так и мусульманских странах. Радикальные, экстремистские исламские течения стали по-своему трактовать аяты (положения) Корана. Так, по Корану джихад в буквальном смысле означает «путь усилий и рвений на пути к Богу», тогда как сам путь Бога является путем добра и ненасилия, путь всеобщей справедливости. Поэтому в реальности джихад означает интеллектуальное совершенствование и работа над своим сознанием, а рвение в джихаде предполагается исключительно, как мирное действие. Между тем, благодаря религиозным экстремистам такое слово в общемировом дискурсе стало синонимом насилия, экстремизма и терроризма. Таким образом традиционный ислам не предполагает какого-либо экстремизма и имеющиеся в Коране ссылки на экстремистские действия являются реакцией того времени на политические действия насильственного характера со стороны язычников и потому адресованы тиранам. В реальности ислам является религией добра и справедливости и призывает людей вести праведную жизнь. Основные положения традиционного ислама сводятся к следующим элементам: — все люди являются одной семьей; — мусульмане являются братьями и сестрами по отношению друг к другу; — приоритет социальной справедливости;- необходимость жить честно и достойно; — богатый не должен стремиться стать еще богаче, если другой остается бедным. Возникшие из корней традиционного ислама радикальные экстремистские течения используют религию в качестве инструмента, по-своему интерпретируя аяты Корана, что наносит существенный моральнополитический ущерб конфессии и является угрозой общественной безопасности.