О психологах, религиозных обрядах и светскости

0
91

К проведению религиоведческой экспертизы будут привлекать, помимо теологов и религиоведов, еще и политологов, психологов, социологов

29 декабря 2021 года Глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам визуальной информации и религиозной деятельности». Поправки, вносимые в законодательство в сфере религии, направлены на упрощение вопросов в части сокращения количественного ценза для регистрации религиозных объединений, проведения религиозных мероприятий, в части перехода с разрешительного на уведомительный характер их проведения, привлечения к проведению религиоведческой экспертизы психологов, социологов и других специалистов.

За уточнениями мы обратились в управление по делам религии города Шымкента. Рассказал о новшествах его руководитель Альжан ТУЯКБАЕВ.

— Альжан Алишерович, на что направлены изменения в Закон о религиозной деятельности?

— Внесение изменений и дополнений направлено на повышение действенности политики государства в религиозной сфере. Совершенствование законодательных и правовых механизмов регулирования и надзора за религиозной сферой со стороны государства очень своевременно.

Как известно, эти инициативы были согласованы с Президентом страны и поддержаны заинтересованными госорганами — Комитетом национальной безопасности, Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции, внутренних дел, образования и науки. Инициативы обсуждались представителями религиозных объединений, гражданского общества, экспертами и были поддержаны большинством из них, в том числе представителями Духовного управления мусульман Казахстана, Православной церкви, Католической церкви, других религиозных объединений.

— Что это за поправки?

— В плане реализации положений Указа Президента «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека» было предусмотрено внесение поправок по упрощению порядка регистрации и создания религиозных объединений, формирования благоприятных условий для межконфессионального взаимодействия. Основные цели поправок реализованы по нескольким направлениям.

Во-первых, это касается термина «информационные материалы религиозного содержания», который использовался в прежнем законодательстве. Поскольку ранее содержание термина не раскрывалось, это вызывало критику со стороны религиозных объединений, правозащитных организаций. Теперь под этим термином подразумевается «печатная, электронная и иная информация религиозного характера на любом материальном носителе».

Во-вторых, предложено перейти от разрешительного к уведомительному характеру проведения религиозных мероприятий вне культовых сооружений. Религиозные мероприятия в этой поправке проводятся исключительно религиозными объединениями.

Предусмотрено урегулирование сообщений исключительно религиозных объединений о проведении религиозных мероприятий за пределами культовых сооружений. В подпункте 7 статьи 5 Закона слова «согласовывает размещение помещений для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений)» заменены словами «рассматривает сообщения, поданные религиозными объединениями о проведении религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений)».

Уведомление о проведении религиозных мероприятий за пределами культовых зданий или сооружений подается религиозным объединением в местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП, в срок не позднее десяти рабочих дней до даты их проведения, за исключением религиозных мероприятий, указанных в пункте   2 статьи 7 Закона. В случае несоответствия уведомления требованиям, установленным пунктами 3 и 4 этой статьи, местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы указывает заявителю, каким требованиям не соответствует уведомление, не позднее пяти рабочих дней со дня получения уведомления направляет заявителю решение о несоответствии одним из способов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

В-третьих, ранее к проведению религиоведческой экспертизы привлекались только теологи и религиоведы. Теперь при необходимости будут привлекать политологов, психологов, социологов и других экспертов.

В-четвертых, в законе после поправок уделено внимание вопросу упрощения требований к регистрации региональных религиозных объединений.

Пункт 3 статьи 12 предложено изложить в следующей редакции: «Региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее двух местных религиозных объединений, с общей численностью не менее пятисот граждан Республики Казахстан».

Региональные религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в пределах территории деятельности местных религиозных объединений, инициировавших создание религиозных объединений.  

Предлагается упростить требования для регистрации региональных религиозных объединений. Действующий количественный критерий в 250 граждан от каждого местного религиозного объединения вызывает значительные затруднения. Достаточно установить общий критерий для регистрации в 500 граждан.

Все эти поправки вызваны требованием времени. Ключевыми моментами отношений государства и религии в нашей стране являются соблюдение и укрепление светского начала (светское государство — государство с устройством, где религия отделена от государственной власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; нейтралитет государства по отношению к любой религии; свобода совести и вероисповедания; свободный от любой религии характер образования. – «ПШ».), обеспечение свободы совести, борьба с деструктивными религиозными течениями, совершенствование механизмов сдерживания внешнего религиозного влияния, профилактика политизации религии, поддержка роста культуры традиционной религиозности, совершенствование высокой духовности.

Свобода вероисповедания будет обеспечена только в случае соблюдения закона. И мы не должны допустить радикальной идеологии.