Представитель ОФ «Акниет» рассказал об истории понятия «хариджизм»

0
670

В рамках грантового проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» в Костанайской области Мешитбаев Бахытбек Сандибекович провел теологическое занятие об истории понятия «хариджизм» для осужденных верующих в РГУ «Учреждение УК-161/12» в г.Аркалык, Костанайской области.В истории Ислама «хариджизм» появился как первое обособленное идеологическое учение, противопоставляющее себя всем иным вариантам и способам понимания исламских первоисточников. Сначала «хариджизм» возник, как политическая организация. Позже, политические взгляды этого течения стали частью вероисповедания и в дальнейшем привлекли внимание историков исламской теологии (ар. «Калям»).Хариджиты, считающие себя «исключительными защитниками правды, воинами на пути Аллаха, единственно праведными», требуют тщательного изучения с точки зрения истории Ислама. Со свойственной им жестокостью, бескомпромиссностью, отчуждением и разрушительностью, радикальные взгляды «хариджитов по-разному проявляли себя во все времена.Исследование их взглядов необходимо для того, чтобы уберечь молодое поколение от столь частого обмана такими «тероическими лозунгами», как «джихад», «храбрость», «защита идеи ради Аллаха». Зло «хариджитов» исходит от их невежества. Большая часть хариджитов — это необразованные, агрессивные люди, своевольно трактующие аяты и хадисы, отчуждающие инакомыслящих и дозволяющие их убийство. Основанное на реальных фактах, изучение их особенностей, форм и методов их действий, дает возможность предпринять меры против их современных проявлений и предостеречь молодое поколение от попадания в их цепи.В определении слово «Хариджи» (араб. корень «ха-ра-джа») произошло от арабского слова «хурудж», означающего «выходить». Имя прилагательное «харидж» становится именем притяжательным после добавления окончания «я». Человек, принадлежащий к этой группе, именуется как «хариджи». Во множественном числе «хаваридж». Как термин, слово «хаваридж указывает на группу радикально настроенных людей, покинувших досточтимого Али (р.а.) и исламское войско. Они так именуются из-за того, что называли себя «вышедшими» (покинувшими) (большинство других мусульман) ради Аллаха. В дальнейшем этот термин стал использоваться в отношении протестующих групп, не признающих легитимную власть и применяющих оружие.Есть множество факторов что послужило появлению «хариджитов», рассмотрим несколько из них:Политические мотивыМногие исследователи сходятся во мнении том, что «хариджизм» возник на политической почве. Среди этих исследователей есть и мусульмане и не мусульмане в 656 году хунта, недовольная политикой власти, убила досточтимого Усмана (р.а). Главные фигуранты хунты в последующем стали лидерами «хариджитов». Они не только взяли на себя ответственность за смерть досточтимого Усмана, но и гордились содеянным, считая, что поступили правильно. Такая позиция и точка зрения в дальнейшем обрела некую форму вероучения (таким образом, они пытались оправдать свои преступления). То есть восстание против инакомыслящей власти было признано «хариджитами» как один из столпов веры Инакомыслящих мусульман они обвиняли в неверии (т.е производили в их адрес «такфир»); после этого имущество и убийство инакомыслящих мусульман, т.е. «кафиров», по их мнению, считалось дозволенным. Вера, поступки и мысли были приняты ими за одно целое.Невежество и незнаниеВ качестве доказательства своих доводов «хариджиты» приводили лишь несколько аятов и не имели целостного взгляда на Коран. Конечно же, среди них были и знатоки Корана, особенно те, кто разбирался в методах чтения Корана (ар. «кыраат»), однако в большинстве своем «хариджиты» представляли собой безграмотных и необразованных бедуинов, не знающих глубоко содержание Корана, поэтому они руководствовались лишь некоторыми аятами, вырывая их из контекста. По той причине, в споре с «хариджитами», досточтимый Али приводил примеры из жизненной практики Пророка (ﷺ), понимая, что аятами им ничего не докажешь.Также «хариджиты» мало знали сунну Пророка (ﷺ). Обвинение инакомыслящих в неверии («такфир») показывает их неосторожность по отношению к предупреждениям Пророка (мир ему и благословение) относительно «такфира». Ведь Посланник Аллаха (ﷺ) в нескольких достоверных хадисах говорит: «Если кто-либо обвинит брата своего в неверии, то это будет означать, что один из них действительно неверующий. Если обвиняемый окажется верующим, то безверие постигнет того, кто обвиняет». Принимая во внимание этот хадис, сподвижники Пророка (ﷺ) и последующее поколение праведных мусульман не обвиняли в неверии не только инакомыслящих, но и враждебно настроенных людей.Среди хариджитских лидеров не было ведущих сподвижников Пророка (ﷺ), ученых или знатоков фикха (исламское право). Большую часть «хариджитов» составляли люди, недавно принявшие Ислам, имеющие слабое знание хадисов и легко поддаваемые манипуляциям.Фанатизм и одержимостьНевежество и узкий кругозор часто становятся причиной фанатизма и одержимости, а они порождают непримиримость, грубость и мракобесие. Под фанатизмом (от лат. fanaticus — исступленный) подразумевается слепая приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам. Фанатизм исходит от низкого уровня знаний и основывается на упрямстве, безрассудстве и неадекватном поведении.Одержимость полная охваченность сознания каким-либо чувством или мыслью (буквально подразумевалась одержимость индивида бесом); группа особых психических состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе; может быть симптомом психозов, либо формой психической реакции человека (группы людей) на определённые влияния социальной среды.Важные факторы — высокая внушаемость и низкий культурный уровень: «понятие, призванное объяснить причины заболеваний, прежде всего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека».Особенность, которая сегодня считается заболеванием, часто встречается у бедуинов и в обществе с низким уровнем знаний. Доказывая правоту своих мыслей, «хариджиты» (не принимая во внимание контекстный смысл) приводили в пример выдержки из Корана и не придавали значения другим аятам. Примерами их одержимости являются такие идеи, как: принявший арбитраж становится неверуюшим, нераскаявшихся следует убить.Фанатизмом и одержимостью можно обьяснить то, что от земного поклона при намазе на их лбах появлялись мозоли, однако это не мешало им проливать кровь других мусульман. Когда «хариджиты» поймали основателя мутазилитского школы исламской мысли Васыла ибн Ату, то он выдал себя не за инакомыслящего мусульманина, а за торговца-идолопоклонника, и только благодаря этому спас себе жизнь.Буквальное понимание аятовБуквальное восприятие аятов и хадисов и незнание их контекстного смысла также способствовало появлению «хариджизма». «Хариджиты» не только своевольно трактовали аяты, но и считали, что именно их трактовка единственно верно передает божественный умысел, а все иные варианты понимания означали неповиновение Аллаху и искажение Корана. Аят «Все во власти Аллаха» они трактовали как «Наше суждение — это решение Аллаха».Психология противостояния центральной властиПсихология противостояния центральной власти также стала одним из факторов возникновения «хариджизма». Характерная для бедуинов индивидуальная свобода и образ мышления времен «джахилии» (доисламский период) повлияли на реакционное поведение «хариджитов» и их выступления против порядка и правил.Все вышеприведенные факторы способствовали появленияю «хариджизма», в настоящее время все действующие радикальные течении как осколки «хариджизма» несут в себе эти факторы. Посланник Аллаха (ﷺ) предсказал разделение мусульманской общины после его смерти так же, как разделились общины предыдущих пророков. В хадисе приводится: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72 течения, а моя община разделится на 73 группы: одна, самая большая из них, войдет в рай, а остальные попадут в ад» (Табарани «Муджамуль Кабир», т. 8, с. 274; Ибн Маджа «Сунан», № 3992, 3993; Дарими «Сунан», т. 2, с. 314).Предсказав разделение нашей общины, Пророк (ﷺ) подсказал нам, что в этом случае следует придерживаться пути большинства мусульман. В достоверном хадисе говорится: «Поистине, Аллах не объединит большинство моей общины на каком-либо заблуждении, и, поистине, помощь Всевышнего — с большинством мусульман, а кто отклонился от пути большинства мусульман, тот отклонился в ад». А того человека, который откололся от пути большинства мусульман, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, волк пожирает овцу, отбившуюся от стада».Гнев — естественное чувство, которое может принести вред не только тому, в чей адрес оно направлено, но и тому, кто его испытывает. Мы несовершенны, и нам свойственно впадать в крайности и временами терять самообладание, но тот, кто не стремится к контролированию проявления своих негативных чувств, далёк от довольства Аллаха.Гнев способен отдалить людей друг от друга, сломать даже самые крепкие отношения и нанести вред душевному спокойствию человека. Порой мы сами не понимаем, как начинаем гневаться, ведём себя некорректно и можем причинять боль даже самым близким людям. Как будто наши чувства сильнее нас самих. Неконтролируемый гнев — одно из оружий шайтана, которым он сбивает людей с пути истины и лишает их довольства Творца.То, как мы реагируем на окружающие нас события и поведение людей, является одним из испытаний этого мира. Злость и гнев приводят к горю и печали в обоих мирах, и что страшнее всего — отдаляют от Аллаха, ведь в сердце, заполненном горечью обид и злостью, нет места милосердию и любви к Аллаху.Сохранение терпения, самообладания и милосердия — это то, к чему призывает нас наша вера. Гнев возникает в человеке, потом переходит в его слова и поступки. Чувствовать злость естественно для человека, но он всячески должен подавлять в себе это чувство и не позволять ему возобладать над ним, его речами, поступками и причинить другим вред.Пророк (ﷺ) сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (аль-Бухари и Муслим). При возникновении любой непонятной ситуации верующий может обратиться к образцу лучшей жизни на земле — жизни пророка Мухаммада (ﷺ). Человек должен совершенствоваться и работать над собой, и при возникновении в душе злости следовать Сунне пророка Мухаммада (ﷺ), а именно:Во-первых, нужно сохранять спокойствие и проявлять терпение. Тот, кто разгневан, может наговорить много слов, о которых впоследствии пожалеет. Молчание — лучшее средство от злости. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если гневаешься, то молчи».Во-вторых, в любой ситуации верующий должен обратиться к Аллаху и стремиться к Его защите от сатаны. Аллах сказал (смысл): «А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он — Слышащий, Знающий» (сура «Аль-Араф», аят 200).Сулейман ибн Сурад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я сидел с Пророком (ﷺ), когда двое стали рядом ругаться. При этом у одного из них покраснело лицо и вздулись вены. Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Я знаю слова, сказав которые, он отвел бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», — его бы покинуло то, что он сейчас испытывает».В-третьих, для того чтобы человек смог остудить пыл, поразмыслить и смириться, он должен поменять позу. Если во время гнева человек стоит, то ему следует сесть, а если сидит, то надо принять лежачее положение. Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдет, то пусть ляжет».Также если человека охватывает гнев, то одним из методов его подавления является тахарат. В одном из хадисов сказано: «Воистину, гнев — от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому, если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение».Осужденные верующие внимательно прослушали информацию теолога, активно участвовали в обсуждении и выразили большую благодарность за проведенное мероприятие. Грантовый проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.