«Они вербуют подростков». Исповедь 17-летнего казахстанца появилась в сети

0
740

«Я попал сюда за пропаганду терроризма и разжигание религиозной розни. Я тут уже месяц. Закончил 11-й класс. Мне 17 лет. Однажды был такой случай: утром мне написала незнакомая женщина с предложением познакомиться. Сказала, что она «намазхан». Потом эта девушка говорила мне, что я должен встретиться с ее братом. Я встретился с ним. Он повел меня в кафе, перекинул мне ссылку на видео в Telegram, сказал посмотреть. И так я наткнулся на одну группу. Начал с ними общаться. Люди проводили мне ежедневную пропаганду… Я отмечал их в своих социальных сетях. На самом деле я не знал, что правильно, а что нет. Так продолжалось каждый день», — говорит молодой человек на видео.

«Они намеренно выходят на тех, у кого нет религиозного образования, вербуют ничего не понимающих подростков… Они выбрали меня с учетом того, что я еще молодой, не имел сформировавшихся взглядов. Как раз это был переходный период, я был в поиске себя. Я не знал, чем заняться. Не понимал, что правильно, а что нет. Так я попался вербовщикам… Мы разговаривали с ними 24/7 через социальные сети. Я говорил им все, что делал, чем занимался. Потому что я принимал их за своих друзей».

«Сравнивая свою жизнь до и после общения с ними, я понял, что моя жизнь стала черно-белой, из нее исчезли все краски. Вербовщики как психологи. Могут убеждать людей и влиять на них. У меня были хорошие отношения с друзьями, но когда дело касалось религиозных вопросов, между нами возникли разногласия. От того, что я начал навязывать пропаганду, от меня отвернулись друзья и моя девушка… Если бы я знал об этом раньше, я бы не причинил боль своим родителям, не попал бы в эту тяжелую ситуацию и не сломал бы свое будущее. Когда я выйду на свободу, то, прежде всего, хочу порадовать своих родителей. Я очень сожалею».

Психолог Лола Шакимова, комментируя фильм для Tengrinews.kz, отмечает, что молодежь часто называют самой уязвимой социальной прослойкой нашего общества. Юные казахстанцы оказываются жертвами деструктивных религиозных организаций, потому что молодым людям присущие такие психологические особенности, как максимализм, нигилизм, устремление к самостоятельности, независимости, адреналиновая зависимость, желание доказать в социальном окружении, что значимы.

«Для того, чтобы наша молодежь не оказалось жертвой ловушек вот этих лидеров деструктивных религиозных течений, необходимо, конечно же, осуществлять информационную разъяснительную работу… Во всех областных центрах нашей страны есть управления по делам религии при акиматах. Существуют центры по реабилитации жертв деструктивных религиозных течений. Молодые люди могут обратиться в эти ведомства Насколько я знаю, во всех областных центрах также существуют телефоны доверия, где молодые люди могут позвонить и проконсультироваться у любого специалиста по вопросам религии», — отмечает эксперт.

«Сейчас в основном вербовки осуществляются через интернет, через социальные сети. В первую очередь родители должны обратить внимание на поведенческие изменения у детей. Уже по поведенческим изменениям можно определить, что юноша либо девушка оказались в ловушке у этих деструктивных религиозных течений».

Лола Шакимова подчеркивает, что большую роль всегда играет семья:

«Все начинается в семье. Семья — это очень важный институт социализации и формирования развития личности. Поэтому в семье, конечно же, необходимо проводить информационную, разъяснительную работу со стороны родителей по отношению к детям. Надо говорить о том, что негативные факторы могут появляться в интернете, через социальные сети. Там и осуществляется непосредственно рекрутерство. Родители должны предупреждать, что интернет – да, это хорошо, это замечательно, это получение информации, но есть и другая сторона медали. Вербовка может осуществляться также через личные контакты, когда могут подойти знакомые, друзья и предложить: «Давай с тобой пойдем на одно очень интересное такое собрание, совещание». Мы должны, начиная именно с семьи, потом уже и школы, формировать такие понятия, как критическое мышление. Когда молодой человек начинает разбираться, что такое хорошо, а что плохо, и, конечно же, сможет говорить «нет» для того, чтобы не оказаться в ловушке деструктивных личностей».

Имам и устаз мечети «Хазрет Султан» Максатбек Каиргалиев призывает объяснять и разъяснять молодежи казахстанское традиционное мировоззрение:

«Экстремистские идеи узурпируют понимание и толкование отдельных норм религиозных текстов и навязывают свое понимание остальным, таким образом отрезая их от правильного восприятия действительности. Чтобы не было этого, родители должны объяснять, что такое традиционный ислам для Казахстана, и то, что все, что не входит в эти рамки, чуждо нам.

Те, кто подвергся пропаганде, отрицают наши традиционные ценности, они начинают абстрагироваться от своих родных, близких, начинают реагировать очень агрессивно на замечание в отношении их поведения. Это может привести к тому, что они начинают заявлять, что их близкие сильно заблуждаются и что они вообще «неверные». Экстремистски настроенные люди бросают свои семьи, уходят в свое замкнутое сообщество и дальше продолжают там радикализироваться. Это очень опасно. Если кто-то начал вести себя так, надо сразу реагировать и обращать на это внимание».